"Пост есть оружие, уготованное Богом"

«Пост есть оружие, уготованное Богом. Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?... До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы… И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются». 

Преподобный Исаак Сирин

 

В эти дни Святая Церковь готовится вступить         на поприще Великого поста, который предваряет великий праздник Светлого Христова Вескресения.

Заповедь поста – это первое послушание,  данное людям еще в райском саду. Господь запретил человеку вкушать плоды с древа познания добра и зла, положив тем самым начало духовно-нравственному труду внутри человеческой души, цель которого – приведение ее к совершенству. Но, как известно, даже и такая малая заповедь оказалась для наших прародителей весьма сложной, а плод с запретного древа – очень привлекательным и вкусным. Последствия же этого преступления – катастрофическими для всего человеческого рода. Как часто, дорогие братья и сестры, мы с вами поступаем подобным образом, нарушая Божии заповеди, не замечая, какие разрушительные последствия несет в себе грех для нашей бессмертной души: незаметно, шаг за шагом мы становимся рабами греховных привычек, все более порабощая свою, созданную по образу и подобию Божию, душу своему телу, естественные потребности которого у нас превратились в лютые страсти. Божий закон, эта великая милость Божия людям, становится для нас совершенно неподъемным, а голос Божий – совесть – все тише звучит в нашем сердце, грубом, окаменевшем и все менее живом. Как же очнуться нам от этого дурмана? Как оживить свою совесть и просветить омраченный ум? Уже давно перестали мы находить сладость в ядовитой чаше греха и беззакония, и все тело болит, изъязвленное струпьями порочной жизни, но  крепко поработил нас древний обольститель – змий, и как нам избавиться от этого рабства?  Возьмем себе в путеводители св. Евангелие – живое Слово Бога, пришедшего на землю, чтобы уничтожить грех преслушания наших прародителей и открыть человеку путь в Царствие Божие. Как учит  Господь побеждать живущий в нас грех? «Постом и молитвой», - Господь сам первым дает нам пример поста – на 40 дней удаляется Он в пустыню в самом начале Своей проповеди, где показывает господство духа над плотью. Пост – первая заповедь, основа духовной жизни, «царица добродетелей», он должен был быть началом обожения человека, первой ступенькой на пути в еще более прекрасный рай Божия Небесного Царства. Пусть же он станет началом спасительного пути каждого из нас, изнемогающих от греховной тьмы. Только при помощи поста и молитвы мы можем отторгнуться от земли, противостать увлекательной силе земных наслаждений, только при помощи поста мы можем разорвать союз с грехом, только при помощи поста дух наш может освободиться от тяжких оков плоти, а мысль наша может возникнуть от земли и воззреть к Богу!  Но не всякий пост угоден Богу и спасителен для души. Устами св. пророка Исаии Господь обращается к тем, кто вступает в пост, ограничив себя лишь в еде, отпуская на волю все свои греховные привычки:  «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте…

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58, 3 – 9). Не только воздержания от насыщения чрева ждет от нас Господь, но и удаления от греховных разговоров и дел, от вредных привычек. Он ждет смирения гордыни, укрощения гнева, обуздания плоти. Он ждет милости, доброго слова к ближним, целомудрия плоти и чистоты помыслов. Только тогда пост будет полным и гармоничным, несущим чистоту душе и здравие телу.  Преподобный Иоанн Кассиан говорит так: «Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости».

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти – просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост – самое благодатное время.

Настают дни Св.Четыредесятницы – Великого поста. В течение этого времени мы будем воспоминать подвижников веры, подвизавшихся в подвиге постнической жизни, увидим примеры глубокого падения и великого покаяния, шаг за шагом в дни Страстной седмицы мы пройдем вместе со Спасителем путь на Голгофу, приближаясь к светлому празднику Христова Воскресения. Пусть каждый из нас в эти дни остановит бег жизненной суеты, пусть в храме Божием, пред лицом Бога, в тишине и безмолвии сердца, принесет на Его суд свои дела, пусть принесет Ему свои греховный язвы, прося исцеления, и, веруем, что никто не останется без милости и прощения Божия. Отрешим посредством поста наши тела от роскошной и тучной трапезы, а сердца от земли и тления, от той глубокой и пагубной забывчивости, которою мы отделяем себя от предстоящей нам и готовой объять нас вечности. Прольем слезы покаяния, которые разобьют камень наших сердец, и сделают их способными любить и прощать. Неизмеримо богат и щедр наш Господь – за малый труд обещает великую награду! Не будем же нерадивы, потрудимся  в эти святые дни, и тогда, веруем, что придем к окончанию поста немного лучше, немного чище и добрее, и праздник Воскресения Христова станет праздником и воскресения нас самих к новой жизни. Аминь.